О лжи и правде
Вы когда-нибудь задумывались о правде? Не о конкретной чей-то правде, а о правде вообще? Я вот задумалась и мне не понравилось
Нас с детства учат, что правда — это хорошо, а ложь — плохо. И никто не может объяснить внятно почему так. На самом деле, обществу просто удобнее приучать нас к правде. Если ты говоришь только правду — у тебя нет окопа для отступления. Конечно, если бы всеообще правдолюбие было бы реализуемо, то всем жилось бы хорошо… Или все же нет?
О том, что правда невсегда хорошо, мы узнаем почти сразу после того, как усваиваем, чо правда — хорошо. Такой вот каламбур и парадокс. Мы узнаем, что тете Оле надо говорить, что мамы нет дома, потому что маме некогда с ней болтать по телефону. Потом выясняется, что нельзя сказать Маше, что она толстая, — расплачется. И не важно, что в ней кило сто. Нельзя честно признаться на экзамене «не учил», «не знаю»...
Короче, чем дальше в лес, тем становится яснее, что правда неудобна, некрасива и может другого человека ранить или даже убить. Еще выясняется, что правда она у каждого своя. Начинается подмена понятий ложь, чтобы звучало красиво называют недоговариванием, полуправдой, утаиванием, пиаром и рекламой в конце концов.
В общем и целом весь наш мир построен на различных видах лжи, и это неплохо, это, наерное, даже очень хорошо. Жить в абсолютно правдивом мире невыносимо.
Знаете была такая религия — митраизм, предественница христианства. Там одна из заповедей была НЕ ВРИ, а потому, как неудивительно, эта религия была популярна у купцов. Людям нравилось сотрудничать с неврущими купцами, и те собирали барыши… Но религия в итоге не выжила, как и многие ее адепты.
Значение правды слишком преувеличено...
«Всегда говорите правду — и вам ничего не придётся запоминать.» М. Твен. А вообще, как говорила наша преподавательница по латыни — если нельзя сказать правду, я просто ухожу от разговора.
иногда так усваиваешь ложь, что она становится частью правды
«Сто раз повторённая ложь становится похожей на правду.» Й. Геббельс. «Хоть сто раз скажи халва — а во рту слаще не станет.» Восточная мудрость.
про халву — это совсем не про ложь
Попытка обмануть себя.
Полностью согласен.
Не знаю. Мне с правдой жить проще. Может быть, поэтому я слишком тяжёл в отношениях.
Не скажу, что никогда не лгал, но в эти моменты мне было крайне некомфортно.
Расскажу один случай, который иллюстрирует, быть может, что правда мне больше к лицу, чем ложь.
Однажды была контрольная по теории перевода, а у меня сильно болела голова и в тесте было крайне много вопросов. Мне друг навязал свою помощь: мол, спиши, раз других вариантов нет.
Я списал, но потом дня два-три жалел об этом, хотел даже повеситься. Ведь оценка друга была, а не моя.
Я решил подойти к преподавателю и признаться, что я списал и что хочу сам честно переписать контрольную. Преподаватель остался невозмутимым и, к сожалению, не дал мне такой возможности.
В итоге лозунг «Сила в правде» далеко не всегда такой плохой.
Я списал, но потом дня два-три жалел об этом, хотел даже повеситься.
Блин… ты это серьёзно что ли?
Да. Я до этого никогда не списывал.
Да я понимаю, что не списывал. Но вешаться! Из-за контрольной! Неужели твоя жизнь и эта ерунда соизмеримы?
Я невротик. У меня бывают периодически такие желания, если что-то не получается.
Я сам противник самоубийства, но стремление быть лучше меня никогда не покидает.
Ну насчёт желания, я тебя понимаю. Я не знаю своего диагноза (а сама себе их ставить не хочу — нунахер), но на меня тоже находят очень часто такие желания и прочие неадкватные реакции. Просто в твоём случае, возникает ощущение, что ты не просто хочешь быть лучше и самосовершенстваваться (что само по себе нормально), а ты хочешь быть лучше именно для других — не для каких-то конкретных других, а для общества, потому как твоё самосовершенствование измеряется общественной моралью и общественными законами. Или мне показалось?
Я хочу быть лучше для самого себя. Как раз-таки нет. Если бы я хотел быть лучшим для кого-то, я бы старался всё делать только с внешней стороны (любыми путями получать хорошие оценки, перед всеми юлить).
Понимаю. Но я скорее о том, что в своих критериях самоулучшения ты ориентируешься на мораль. Та же установка, что «врать нехорошо» — это ведь не просто твоё внутреннее побуждение, это внушённая тебе с детства норма. Но может быть, одним из пунктов самосовершенствования является как раз-таки «взгляд сверху» на всё — в том числе и на мораль? Нет, я вовсе не призываю по-ницшеански лепить из себя «белокурую бестию», которой плевать на все устои, просто иногда стоит быть критичным не только к себе, но и ко всяким нормам и идеалам.
У меня всё наоборот. В моей семье довольно много лжи, а я терпеть этого не могу. В моей семье довольно много ненавидят, а я терпеть не могу ненависть. В моей семье часто говорят о деньгах и ни разу о литературе или искусстве, а сам я не хочу так… В семье было много алкашей (отец, отчим и дедушка), а самого меня от алкоголя воротит. Никто в моей семье не получил высшего образования, кроме меня. Я к тому, что я довольно ригиден и что редко на меня действует окружение.
у тебя переклин «от противного» сам разве не видишь?
крайности очень плохо, болезненно
прям с языка сняла))
Ясно тогда. Получается, что ты идёшь от противного. Главное, не быть слишком категоричным — ни к себе, ни к другим. К примеру, постоянная ложь во всём — отвратительна, но прямолинейность во всём — точно так же неприятна (представь себе мужчину, который, встречая старую знакомую, говорит ей: «привет! ну и постарела же ты! выглядишь отвратительно!»))) К тому же, очень часто приходится выбирать, что называется, «из двух зол») А если всегда и во всём стараться быть хорошим, то тут точно невротиком станешь, даже если и не был им, потому что это слишком большая нагрузка — быть идеально прямым в искривлённом пространстве (а мир именно таков)).
Конечно, я не чересчур прямолинеен. Если мне что-то не нравится в человеке, либо я совсем не говорю, либо говорю, но деликатно. К тому же деятельность преподавателя к этому обязывает)
Да и к другим я не столь категоричен, сколь к себе. А я и не идеально прямой. Такое все равно не выходит.
Ну это здорово). Главное, не суди самого себя слишком строго. Ты такой же живой как и все, и имеешь право на ошибки, несовершенства и просто глупости)). И от этого твоя жизнь не становится менее ценной.
Паша, ты как Горький.Где повесть «Мать»?
Снимаю фуражку.
ну ты и перфекционист) как же ты живешь блин?
по теме поста — соглашусь, все врут… по крупному и по мелочам, преуменьшают и преувеличивают, замалчивают и прочее… правда зачастую очень болененна, к тому же у каждого своя правада, зачем свою кому-то навязывать?
Да, я очень тяжёло переживаю свои слабости и неудачи.
жесть) ты в аду...
Береги себя, порядочные люди сейчас большая редкость.
Самое забавное, что мы лжём гораздо чаще, чем обращаем на это внимание. Ложь маскируется под нормы этикета и требования такта, намертво сростается с целесообразностью и разной прочей необходимостью (собственно, ты об этом и написала))). И мне кажется, даже не об этом надо думать — в смысле, не о правде и лжи, а о том, какие последствия будут у слов или действий. Если ложь будет благотворна, то она имеет право на существование. Может, помнишь рассказ про то как кто-то больной лежал и ждал смерти, глядя, когда последний листок с дерева упадёт, а он не падал *потому что его не то нарисовали на стене, не то приклеили* Тоже как бы ложь, но во спасение. И таких примеров в жизни хватает. А правдой в свою очередь можно убить (ну или во всяком случае, травмировать). Иногда, конечно, правду нужно рассказать, и без этого никуда. Но далеко не всегда так...
Так что всё верно.
это рассказ О Генри, и тамбыла девука, а сосед, который нарисовал сам умер, схватил пневмонию пока рисовал.
В том-то и проблема, что ложь и правда не два полюса, из которых один белый, а другой черный.
О, спасибо! Теперь буду знать, а то забыла).
Да вообще чёрно-белого не существует, наверное. Есть множество оттенков серого
50?
Один из лучших рассказов в мировой литературе.«Последний лист.»
Тем людям, которые мне реально важны, я стараюсь говорить правду или не говорить на определенную тему вообще)
А те, кто мне не важен — тем можно и приврать в стиле «меня нет, если мне некогда говорить»)
Говорят, что правду говорить хорошо, потому что так запрограммированы воспитанием. И на самом деле правду говорить хорошо. Просто надо думать, что ты (образно «ты») вообще говоришь и зачем. Если тете не хочется отвечать по телефону, зачем такая тетя, зачем с ней общаться, а если заняты, что мешает сказать правду — некогда. Страх, что тетя обидится? Значит, глупая тетя. Если девочка толстая, то надо ей сказать, что ожирение вредно для здоровья. Ну и что, что поплачет, зато может следить за своим питанием начнет. На экзамене можно сказать «не знаю» и получить двойку, чего учителю голову морочить?
В общем, в 99% случаев можно говорить правду, в 0,7% промолчать и только в 0,3% сказать спасительную ложь и то, хорошенько подумав.
если бы все было так просто) я вот бабушке говорю, мне некогда — обижается всегда. или вот папа просит звонить почаще другой бабушке — а это 40 минут идиотского висения на телефоне и безделья вынужденного. и папа злиться, если сказать правду: мне некогда, неинтересно, мне жалко времени
Вчера не успела ответить. Видимо, придется выделять время на общение с бабушками, но как-то объяснить, что его у тебя не так много